Статья 23316

Название статьи

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЭКОЛОГО ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЕ

Авторы

Пономарёва Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, филиал Военной академии материально- технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва в г. Пензе, Пензенский артиллерийский инженерный институт (Россия, г. Пенза-5); член-корреспондент Российской экологической академии, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, почётный работник высшего профессионального образования РФ, olga-viktoria2010@yandex.ru
Целыковских Александр Александрович, доктор военных наук, профессор, заместитель начальника академии по учебной и научной работе, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва (Россия, г. Санкт-Петербург, Набережная Макарова, 8), vatt@mil.ru
Васина Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей биологии и биохимии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), onvasina@yandex.ru
Грачёв Иван Иванович, кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника института по учебной и научной работе, филиал Военной академии материально- технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва в г. Пензе, Пензенский артиллерийский инженерный институт (Россия, г. Пенза-5); почётный работник высшего профессионального образования РФ, paii@mil.ru

Индекс УДК

378

DOI

10.21685/2072-3024-2016-3-23

Аннотация

Актуальность и цели. В высшем образовании востребованы разнообразные по формату контрольно-оценочные материалы, позволяющие определить не только «знаниевую» и «умениевую» составляющую профессиональных компетенций, но и комплекс отдельных параметров общекультурных компетенций (способность к социальному взаимодействию на основе моральных и правовых норм, способность к созданию в коллективе отношений сотрудничества, владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, критическому осмыслению и др.). Таким потенциалом обладают задания для дискуссий, кейс-задания, педагогические тесты, которые можно первоначально использовать в текущем контроле в форме предъявления заданий для работы в малых группах, а в промежуточном контроле предложить индивидуально. Цель работы – сконструировать разнообразные виды эколого-ориентирован-ных заданий для высшего военного образования.
Материалы и методы. Представлены авторские формулировки заданий широкого спектра применения, апробированные в системе подготовки и повышения квалификации преподавателей и военных специалистов. Все предложенные задания выполнены по канонам составления кейс-заданий.
Результаты. Предложены оригинальные типы заданий для осуществления интерактивного преподавания и текущего контроля качества подготовки в высшей военной школе. Варианты контрольно-измерительных материалов целесообразно включить в фонд оценочных средств вуза для определения «остаточных» знаний по экологии на этапе промежуточного контроля.
Выводы. В статье приведены примеры контрольно-оценочных материалов эколого-ориентированного содержания в высшей военной школе, которые являются разнообразными вариантами оценивания работы обучающихся в ма-лых группах (текущий контроль). Предложенные задания могут быть использованы индивидуально на этапе промежуточного контроля. Универсальность заданий позволяет применять их в большом диапазоне эколого-ориентиро-ванных учебных дисциплин («Безопасность жизнедеятельности», «Химия», «Экологические основы природопользования»), внеаудиторной работе курсантов и слушателей в системе подготовки военнослужащих в преддверии Года экологии-2017 в Российской Федерации.

Ключевые слова

высшее образование, высшее военное образование, экологически ориентированные дисциплины, контрольно-оценочные материалы, интерактивные методы преподавания, тест, кейс-задания.

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образо-вательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 17.04.00 «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие» (квалификация «специалист») : Приказ Министерства образо-вания и науки РФ от 17.01.2011 № 51 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2011 № 20354). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112901/ (дата обращения: 28.05.2016).
2. Евдокимова, О. В. Формирование общекультурных компетенций в военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации : моногр. / О. В. Евдокимова, О. Н. Пономарёва, И. И. Грачёв ; под общ. ред. О. Н. Пономарёвой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. – 320 с.
3. Пастухова, Л. А. Некоторые проблемы экологического образования курсан-тов в военном вузе и возможные пути их решения / Л. А. Пастухова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2011. – Вып. 11. – С. 86–91.
4. Малинецкий, Г. Г. Войны будущего и современная наука / Г. Г. Малинецкий // Молодёжь. Образование. Наука : сб. ст. ХI Междунар. науч.-практ. конф. сту-дентов, аспирантов, адъюнктов, молодых преподавателей и учёных (г. Пенза, 27 января 2016 г.) / под общ. ред. О. В. Варниковой, О. Н. Пономарёвой, И. И. Гра-чёва, В. А. Худякова. – Пенза : Филиал ВА МТО, Пензенский арт. инж. ин-т, 2016. – С. 9–38.

 

Дата создания: 28.11.2016 15:04
Дата обновления: 26.01.2017 16:35